Программа (скачать PDF)
ЖЕМЧУЖИНЫ НЕПРАВИЛЬНОЙ ФОРМЫ
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия соль мажор, BWV 572
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Токката ре минор, BuxWV 155
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона ре минор, P. 41
Иоганн Себастьян Бах
Концерт № 2 для органа ля минор (по А. Вивальди), BWV 593: 1. Allegro 2. Adagio 3. Allegro
Луи Маршан (1669–1732)
«Гранд диалог пятого тона» из Третьей книги «Пьес для органа»
Генри Пёрселл (1659–1695)
Граунд до минор, Z. 221
Рондо из сюиты «Абделазар, или месть мавра», Z. 570 (транскрипция для органа О. Котляровой)
Иоганн Себастьян Бах
Пассакалия и фуга до минор, BWV 582
Жемчуг, имеющий неправильную – несферическую – форму, часто называют барочным. Именно он сегодня особенно ценится ювелирами и знатоками. Как принято считать, название родилось от слова “baroque”, что в переводе означает причудливый, незаурядный, вычурный. Титул концерта «Жемчужины неправильной формы» основано на игре слов и отсылает к этому определению: в нее вошли истинные жемчужины европейской музыки конца XVII¬¬ - первой половины XVIII столетия.
В изысканную барочную программу, которую представит слушателям известная органистка из Санкт-Петербурга Ольга Котлярова, вошли сочинения знаменитых предшественников и старших современников Баха – Дитриха Букстехуде и Иоганна Пахельбеля. Прозвучит также пьеса Луи Маршана – французского композитора и органиста, который сегодня известен меломанам по истории о несостоявшемся музыкальном поединке с Бахом. «Батл» по органной импровизации между двумя ярчайшими музыкальными звездами того времени был объявлен заранее, встречи на «музыкальном ринге» ждала вся знать Дрездена. Однако на конкурс Маршан попросту не явился, спешно покинув город и признав тем самым превосходство своего немецкого коллеги. В концерте публику также ждет знакомство с двумя опусами Генри Пёрселла – крупнейшего представителя раннего английского барокко.
И, разумеется, главными жемчужинами программы станут сочинения самого Иоганна Себастьяна Баха – немецкого гения и самого выдающегося представителя музыкального искусства эпохи барокко.
Купить билет
ВРЕМЕНА ГОДА
Михаил КАЛИНИЧЕВ (виолончель), Наталья КАЛИНИЧЕВА (скрипка), Анна УЧАЙКИНА (орган)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга си минор, BWV 544
Бранденбургский концерт № 6 си-бемоль мажор, BWV 1051 (переложение для скрипки, виолончели и органа): 1. – 2. Adagio, ma non tanto 3. Allegro
Антонио Вивальди (1678–1741)
Цикл концертов «Времена года» в переложении для скрипки, виолончели и органа
Концерт № 1 ми мажор «Весна», RV 269: 1. Allegro 2. Largo e pianissimo sempre 3. Danza pastorale. Allegro
Концерт № 2 соль минор «Лето», RV 315: 1. Allegro non molto. Allegro 2. Adagio-Presto 3. Presto, tempo impetuoso d’estate
Концерт № 3 фа мажор «Осень», RV 293: 1. Allegro 2. Adagio molto 3. Allegro
Концерт № 4 фа минор «Зима», RV 297: 1. Allegro non molto 2. Largo 3. Allegro
Московский ансамбль солистов Tempus Novus Art объединил известных музыкантов, реализующих себя в разных сферах музыкальной деятельности. В трио вошли артистка оркестра Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Наталия Калиничева (скрипка), лауреат международных конкурсов Михаил Калиничев (виолончель) и известная концертирующая органистка Анна Учайкина.
В программу исполнители включили музыкальные шедевры эпохи барокко. Откроют вечер знаменитые произведения Иоганна Себастьяна Баха: Прелюдия и фуга си минор для органа и Бранденбургский концерт № 6 си-бемоль мажор, который прозвучит в переложении для скрипки, виолончели и органа.
Во второй части вечера публику ждет встреча с циклом «Времена года» Антонио Вивальди. Изначально четыре концерта, известные сегодня под этим названием, не были объединены, а входили в сборник из 12 концертов «Спор гармонии с изобретением». Однако с течением времени лишь первая четверка, повествующая о смене времен года, обрела огромную популярность, увековечив имя автора. Существует множество исполнительских вариантов «Времен года», в том числе эстрадных и джазовых. В рамках фестиваля «Органные вечера в Кусково» цикл прозвучит в версии для скрипки, виолончели и органа.
Купить билет
ГАРМОНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Вероника ЛОБАРЕВА (орган), Азат НУРГАЯНОВ (скрипка)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 550
Вольфганг Амадей Моцарт(1756–1791)
«Маленькая ночная серенада» К 525, I часть
Томазо Альбинони (1671–1751)
Adagio
Никколо Паганини (1757–1817)
Каприс для скрипки соло ми минор, соч. 1, № 15
Томазо Антонио Витали (1663–1745)
Чакона соль минор
Камиль Сен-Санс (1835–1921)
«Пляска смерти»
Йозеф Райнбергер (1839–1901)
Сюита для скрипки и органа, соч. 166: 1. Прелюдия 2. Канцона 3. Алеманда 4. Moto perpetuo
Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт № 4 фа минор «Зима», RV 297: 1. Allegro non molto 2. Largo 3. Allegro
Концерт № 2 соль минор «Лето», RV 315: 1. Allegro non molto. Allegro 2. Adagio-Presto 3. Presto, tempo impetuoso d’estate
«Гармония противоположностей» – именно так можно охарактеризовать инструментальный дуэт скрипки и органа. Сольная природа скрипки, одинаково убедительная как в теплой и задушевной лирике, так и в эффектно-виртуозном танце и головокружительных пассажах, соединяясь с монументально-многогранным звучанием «короля инструментов», становится еще более выраженной и индивидуальной. Орган же вместе со скрипкой обретает звучание божественной Вселенной, в которой только и может обрести свой истинный голос человеческая душа.
Программа, которую составили сочинения западноевропейских композиторов XVIII–XIX веков, позволит в полной мере раскрыться этому уникальному сочетанию тембров. Ее представит на суд публики дуэт солистов из Казани: известный скрипач, артист оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной, артист Государственного струнного квартета Республики Татарстан Азат Нургаянов и участница крупных международных органных фестивалей, проходящих в России, Германии, Чехии, Швейцарии, Италии и Бельгии, автор творческого проекта «Казанская органная школа» Вероника Лобарева.
Прозвучат как филармонические редкости, такие, как Сюита для скрипки и органа немецкого композитора Йозефа Райнбергера, так и самая популярная классика, в том числе два концерта из цикла Антонио Вивальди «Времена года» в версии для скрипки и органа.
Купить билет
Александр КНЯЗЕВ (орган, виолончель)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Шесть токкат для клавира (в транскрипции А. Князева)
Токката ре минор, BWV 913
Токката фа-диез минор, BWV 910
Токката соль минор, BWV 915
Токката до минор, BWV 911
Токката соль мажор, BWV 916
Токката ми минор, BWV 914
Монотематическую программу, посвященную Иоганну Себастьяну Баху, представит в рамках фестиваля один из самых известных музыкантов нашей страны, лауреат престижных международных конкурсов, Народный артист России Александр Князев. Сегодня он успешно реализует себя в трех исполнительских амплуа: виолончелиста, органиста и пианиста. Как органист Александр Князев много и успешно выступает в России и за рубежом, исполняя сольные программы и произведения для органа с оркестром. Музыка великого немецкого гения занимает особое место в его репертуаре: Александр Князев является не только исполнителем, но и автором органных переложений ряда баховский опусов. В предстоящем концерте органист исполнит собственные транскрипции шести токкат для клавира.
На сегодняшний день известны семь клавирных токкат И.С. Баха. По определению музыковеда Константина Розеншильда, токката для клавира представляет собой значительную по масштабу пьесу, в которой эпизоды импровизационного характера (собственно токкатные) чередуются с частями имитационно-полифонического изложения. Токкаты не часто исполняются современными пианистами. Еще более редкая возможность представится публике фестиваля в Кусково – услышать их в органном звучании в интерпретации выдающегося солиста-интеллектуала и исследователя баховского наследия Александра Князева.
Купить билет
ПРИГЛАШЕНИЕ К ТАНЦУ
Маргарита ЕСЬКИНА (орган, клавесин-оттавино)
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия, фуга и чакона до мажор, BuxWV 137
Джованни Пикки (1571–1643)
Польский танец
Немецкий танец
Марко Факоли (1540–1585)
Падуана «Маркета»
Луи Маршан (1669–1732)
Гавот, менуэт, чакона из Сюиты ре минор (Pieces de clavecin)
Бернардо Паскуини (1637–1710)
Партита на тему фолии
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Пастораль фа мажор, BWV 590: 1. Alla Siciliana 2. Allemande 3. Aria 4. Alla Gigue
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона фа мажор
Иоганн Себастьян Бах
Пассакалия до минор, BWV 582
Известная клавесинистка и органистка, лауреат Международного конкурса клавесинистов имени Майкапара Маргарита Еськина представит в рамках фестиваля программу «Приглашение к танцу», сделав акцент на европейской музыке второй половине XVII–первой половине XVIII столетий.
Во все времена танец был одним из трех «музыкальных китов». Из народных истоков танцевальные ритмы проникали в профессиональную сферу, становясь неотъемлемой частью музыкальных традиций той или иной страны. Эпоха барокко не стала исключением – многие великие произведения того времени имеют танцевальную основу. Зачастую небольшие инструментальные пьесы носили те же названия, что и собственно танцы, становясь частью различных циклов, таких, например, как сюиты или партиты.
Маргарита Еськина включила в программу сочинения знаменитых композиторов – Иоганна Себастьяна Баха, Дитриха Букстехуде, Иоганна Пахельбеля. А также авторов, чьи опусы исполняются сегодня не столь часто, таких, как Марко Факоли или Бернардо Паскуини. В каждом сочинении будет присутствовать танец: средневековая чакона, получившая в барочной музыке устойчивую форму вариаций, старинная итальянская сицилиана, пришедшие из придворного церемониала французского двора гавот и менуэт, энергичная шотландская жига и даже испанская карнавальная фолия, также нашедшая свое место в музыке барокко.
Купить билет
ВРЕМЕНА ГОДА
Евдокия ИОНИНА (скрипка), Анастасия СИДЕЛЬНИКОВА (орган)
Антонио Вивальди (1678–1741 - Иоганн Себастьян Бах(1685–1750)
Концерт № 2 для органа ля минор, BWV 593: 1. Allegro 2. Adagio 3. Allegro
Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт № 1 ми мажор «Весна», RV 269: 1. Allegro 2. Largo e pianissimo sempre 3. Danza pastorale. Allegro
Концерт № 2 соль минор «Лето», RV 315: 1. Allegro non molto. Allegro 2. Adagio-Presto 3. Presto, tempo impetuoso d’estate
Концерт № 3 фа мажор «Осень», RV 293: 1. Allegro 2. Adagio molto 3. Allegro
Концерт № 4 фа минор «Зима», RV 297: 1. Allegro non molto 2. Largo 3. Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Ария из оркестровой сюиты ре мажор
Томазо Антонио Витали (1663–1745)
Чакона соль минор
Цикл концертов «Времена года» Антонио Вивальди станет центром одноименной программы, которую представят в рамках фестиваля скрипачка Евдокия Ионина и органистка Анастасия Сидельникова. В обширном классическом репертуаре именно эти четыре концерта знаменитого «рыжего священника», как называли композитора, заслуженно занимают одно из первых мест в мире по популярности и узнаваемости. Они звучат в академических концертах и в исполнении уличных музыкантов, их играют на разных инструментах и в различных аранжировках. И неизменно эта музыка находит отклик у публики, готовой слушать ее снова и снова.
В этот августовский вечер оркестровое звучание заменит орган – «король инструментов», чьи выразительные возможности практически безграничны. Солирующая же партия останется за скрипкой. Для нее Вивальди – один из величайших скрипачей-виртуозов своего времени – создал великолепную партию, в которой солист может продемонстрировать все свое мастерство. Также в программу концерта вошли сочинения современников Вивальди – Иоганна Себастьяна Баха (его второй органный концерт является транскрипцией концерта Вивальди) и Томазо Антонио Витали.
Купить билет
ЖЕМЧУЖИНЫ БАРОККО
Фатима ЛАФИШЕВА (барочная скрипка), Елена АГАПОВА-СТРИЖАКОВА (орган)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Соната для скрипки и бассо континуо соль мажор, BWV 1021: 1. Adagio 2.Vivace 3. Largo – Presto
Пассакалия и фуга до минор, BWV 582
Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644–1704)
Соната X («Распятие») из цикла «Сонаты Розария»
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона ре минор
Иоганн Себастьян Бах
Чакона ре минор из Партиты № 2 для скрипки соло, BWV 1004
Две части из сонаты для скрипки и клавира до минор, BWV 1017: Largo – Allegro
Программу «Жемчужины барокко для скрипки и органа» представят солистка барочной капеллы «Золотой век», исполнительница на барочной скрипке Фатима Лафишева и штатная органистка Римско-католического прихода святых апостолов Петра и Павла в церкви святого Людовика в Москве Елена Агапова-Стрижакова. Прозвучат шедевры авторов конца XVII–первой половины XVIII столетия, чье творчество во многом определило пути развития западноевропейской профессиональной музыки в последующие эпохи.
Музыка Иоганна Себастьяна Баха – великого немецкого гения – станет главным акцентом этого вечера: Соната для скрипки и бассо континуо и органная Пассакалия и фуга до минор откроют программу, а ее эффектным завершением станут знаменитая Чакона из Второй партиты для скрипки соло и два фрагмента из скрипичной сонаты до минор. В центральной части концерта публику ждет встреча с музыкой Генриха Игнаца Франца фон Бибера – капельмейстера зальцбургской придворной капеллы, непревзойденного виртуоза, чьи сочинения для скрипки по сложности приемов намного определили свое время. Прозвучит Соната X из цикла «Розарий» – самого известного произведения Бибера. Также в концерте будет представлено творчество Иоганна Пахельбеля – одной из центральных фигур немецкого барокко. Особенно значительным был вклад композитора в развитие протестантской церковной музыки. Публика услышит его органную Чакону ре минор – одну из шести дошедших до наших дней чакон композитора.
Купить билет
И.С. БАХ И РУССКИЕ НЕМЦЫ
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546)
Иоганн Готфрид Мютель (1728–1788))
Хоральная прелюдия “O, traurigkeit”)
Фантазия ми-бемоль мажор)
Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау (1741–1815))
Вариации на тему русской песни «Ах, скучно мне»)
Иоганн Вильгельм Гесслер (1747–1822))
Восемь прелюдий)
Сигизмунд фон Нейком (1778–1858))
Фантазия «Концерт на озере, прерванный бурей»)
Александр Гедике (1877–1957))
Прелюдия и двойная фуга до минор, соч. 34, № 1 (1926))
Программу, предназначенную для истинных музыкальных гурманов, сыграет в рамках фестиваля один из ведущих российских органистов, пианист и клавесинист Алексей Шевченко. Прозвучат сочинения Иоганна Себастьяна Баха, а также «русских немцев» – композиторов, живших или работавших в пределах Российской империи. Каждый из них был так или иначе связан с Иоганном Себастьяном Бахом, прямо или опосредованно испытав влияние его гения. )
Иоганн Готфрид Мютель – последний ученик и душеприказчик Баха. В 1753 году он принял предложение занять место капельмейстера у российского вельможи Фитингофа в Риге, где и продолжил свою деятельность в качестве композитора и органиста. Его музыка близка манере сына Баха – Карла Филиппа Эмануэля, чей стиль принято определять как «галантный». Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау был учеником Мютеля, и последний период своей жизни провел в Санкт-Петербурге. В концерте прозвучат его вариации на тему русской народной песни «Ах, скучно мне». Иоганн Вильгельм Гесслер – авторитетный московский клавирист, органист и педагог, учился у своего дяди Иоганна Кристиана Кителя, ученика Баха. Его прелюдии по стилю являют собой сплав барокко и сентиментализма. )
Ярким финалом вечера станет произведение Александра Гедике – русского композитора и органиста первой половины прошлого столетия. Глава московской органной школы, сегодня он широко известен как автор музыки для детей. Прелюдия и двойная фуга до минор была создана в 1926 году. Это пример русской бахианы, вместе с тем, она отсылает и к стилистике позднего романтизма. Автор посвятил свой опус Сергею Рахманинову.
Купить билет
ЗАКРЫТИЕ XIV ФЕСТИВАЛЯ
Барочная капелла «ЗОЛОТОЙ ВЕК» (Художественный руководитель — Александр Листратов), Елена ПРИВАЛОВА (орган)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Концерт № 5 для клавира и струнных фа минор, BWV 1056: 1. Allegro 2. Adagio 3. Presto
Концерт № 3 для клавира и струнных ре мажор, BWV 1054: 1. Allegro 2. Adagio e piano sempre 3. Allegro
Концерт № 4 для клавира и струнных ля мажор, BWV 1055: 1. Allegro 2. Larghetto 3. Allegro ma non tanto
XIV фестиваль «Органные вечера в Кусково» завершится 7 сентября. Как и в майском концерте-открытии, программу, которую представят художественный руководитель форума, известная органистка Елена Привалова и барочная капелла «Золотой век» под руководством Александра Листратова, составили сочинения Иоганна Себастьяна Баха. Опусы великого немецкого гения, звучавшие на протяжении всего фестиваля, станут великолепной кульминацией и блестящим завершением трехмесячного органного марафона в усадьбе Кусково.
Вечер откроет своеобразная увертюра, в качестве которой Елена Привалова исполнит Прелюдию и фугу ля минор. Продолжат программу концерты для клавира и струнного оркестра, которые сегодня с одинаковым успехом исполняются на клавесине, фортепиано или органе. Время создания клавирных концертов датируется 30-ми годами XVIII века. В то время Бах возглавлял Музыкальное студенческое общество при Лейпцигском университете, участвуя в концертах в качестве дирижера и солиста. Для этих выступления создавались концерты для одного, двух, трех и четырех клавесинов с оркестром. На закрытии фестиваля публика услышит три концерта (№№ 3–5), которые являются авторскими версиями созданных им ранее скрипичных концертов.
Купить билет