Программа (скачать PDF)

24
июля
среда
19:00

Елена ИВАНОВА-ЛЕТЯГИНА (флейта), Татьяна РЯБОВА (орган)

Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788)
Концерт ре минор для флейты с оркестром, II и III части
Антонио Вивальди (1678–1741)
Соната для флейты и клавира соль минор в двух частях
Жорж Ю (1858–1948)
«Фантазия» для флейты и фортепиано (версия для флейты и органа)
Александр Алябьев (1787– 1851)
«Соловей» (переложение для флейты и органа)
Сесиль Шаминад (1857–1944)
Концертино для флейты
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт для органа до мажор (по А. Вивальди), BWV 594, I часть
Хоральная прелюдия “Ach, bleib bei uns, Herr Jesu Christ”, BWV 649
Жолт Гардони (1946)
Пьеса для органа “Mozart changes”
Шарль-Мари Видор (1844–1937)
Симфония № 6 для органа соль минор, соч. 42, № 2, I часть
Ханс-Андре Штамм (1952)
«Рондо в латинском стиле»

Эффектная программа для флейты и органа ждет публику усадьбы Кусково 24 июля. При том, что два инструмента – величественный орган и миниатюрная флейта – выглядят как две противоположности, их тембры прекрасно сочетаются. И это не случайно, ведь орган имеет двойственную природу: звук, хоть и извлекается нажатием клавиш, создается при помощи воздуха, а одним из прообразов современного органа считается флейта Пана.
В истории европейской музыки существует множество произведений, которые могут исполняться подобным составом. Это и сочинения эпохи барокко и классицизма, и виртуозные пьесы XIX–XX веков, в которых усовершенствованная современная флейта поражает невероятной палитрой своих технических и выразительных возможностей.
Дуэт, который объединил лауреата международных конкурсов, концертмейстера группы флейт Вятского губернского симфонического оркестра Елену Иванову-Летягину и концертирующую органистку Татьяну Рябову, познакомит слушателей с произведениями самых разных стилей и эпох. Прозвучат опусы Антонио Вивальди, сына Иоганна Себастьяна Баха Карла Филиппа Эмануэля, французских композиторов Сесиль Шаминад и Жоржа Ю, а также знаменитый романс Александра Алябьева «Соловей» в версии для флейты и органа. Татьяна Рябова также исполнит шедевры органной классики – сочинения Иоганна Себастьяна Баха, а также пьесы современных авторов Жолта Гардони и Ханса-Андре Штамма.

Купить билет

27
июля
суббота
17:00

ИСТОРИИ О БАХЕ

Пётр ТАТАРИЦКИЙ (художественное слово), Елена ПРИВАЛОВА (орган)

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545
“Herr Gott, nun schleuß den Himmel auf”, BWV 617
“Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ”, BWV 639
“Allein Gott in der Höh sei Her”, BWV 663
Allegro из Сонаты до минор, BWV 526
Прелюдия и фуга си минор, BWV 544
Токката и фуга ре минор, BWV 565
Имя Иоганна Себастьяна Баха – великого музыкального гения – для ценителей органного искусства имеет особое значение. Ведь именно для этого инструмента Бах сочинял в самые разные периоды своей жизни, сопровождая органной музыкой наиболее заметные события своей жизни – как радостные, так и трагические. Но много ли мы сегодня знаем о том, каким человеком был Иоганн Себастьян Бах? Что заставляло его смеяться, а что пробуждало вдохновение?
Между тем, сохранились исторические материалы – письма, статьи, акты муниципалитетов – изучая которые, мы имеем возможность узнать о Бахе если не все, то очень многое! О его личности – волевой, сильной, умеющей отстаивать свои принципы, а иногда и склонной к авантюрным поступкам – предстоит узнать слушателям оригинальной музыкально-литературной композиции «Истории о Бахе».
Яркий и многогранный образ композитора создаст актер, режиссер, мастер звучащего слова Петр Татарицкий, сопроводив повествование цитатами из писем и документов того времени. Знаменитые органные произведения выдающегося композитора исполнит известная российская органистка, художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кусково» Елена Привалова.

Купить билет

3
августа
суббота
17:00

ЖЕМЧУЖИНЫ НЕПРАВИЛЬНОЙ ФОРМЫ

Ольга КОТЛЯРОВА (орган)

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия соль мажор, BWV 572
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Токката ре минор, BuxWV 155
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона ре минор, P. 41
Иоганн Себастьян Бах
Концерт № 2 для органа ля минор (по А. Вивальди), BWV 593: 1. Allegro 2. Adagio 3. Allegro
Луи Маршан (1669–1732)
«Гранд диалог пятого тона» из Третьей книги «Пьес для органа»
Генри Пёрселл (1659–1695)
Граунд до минор, Z. 221
Рондо из сюиты «Абделазар, или месть мавра», Z. 570 (транскрипция для органа О. Котляровой)
Иоганн Себастьян Бах
Пассакалия и фуга до минор, BWV 582

Жемчуг, имеющий неправильную – несферическую – форму, часто называют барочным. Именно он сегодня особенно ценится ювелирами и знатоками. Как принято считать, название родилось от слова “baroque”, что в переводе означает причудливый, незаурядный, вычурный. Титул концерта «Жемчужины неправильной формы» основано на игре слов и отсылает к этому определению: в нее вошли истинные жемчужины европейской музыки конца XVII¬¬ - первой половины XVIII столетия.
В изысканную барочную программу, которую представит слушателям известная органистка из Санкт-Петербурга Ольга Котлярова, вошли сочинения знаменитых предшественников и старших современников Баха – Дитриха Букстехуде и Иоганна Пахельбеля. Прозвучит также пьеса Луи Маршана – французского композитора и органиста, который сегодня известен меломанам по истории о несостоявшемся музыкальном поединке с Бахом. «Батл» по органной импровизации между двумя ярчайшими музыкальными звездами того времени был объявлен заранее, встречи на «музыкальном ринге» ждала вся знать Дрездена. Однако на конкурс Маршан попросту не явился, спешно покинув город и признав тем самым превосходство своего немецкого коллеги. В концерте публику также ждет знакомство с двумя опусами Генри Пёрселла – крупнейшего представителя раннего английского барокко.
И, разумеется, главными жемчужинами программы станут сочинения самого Иоганна Себастьяна Баха – немецкого гения и самого выдающегося представителя музыкального искусства эпохи барокко.

Купить билет

7
августа
среда
19:00

ВРЕМЕНА ГОДА

Михаил КАЛИНИЧЕВ (виолончель), Наталья КАЛИНИЧЕВА (скрипка), Анна УЧАЙКИНА (орган)

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга си минор, BWV 544
Бранденбургский концерт № 6 си-бемоль мажор, BWV 1051 (переложение для скрипки, виолончели и органа): 1. – 2. Adagio, ma non tanto 3. Allegro
Антонио Вивальди (1678–1741)
Цикл концертов «Времена года» в переложении для скрипки, виолончели и органа
Концерт № 1 ми мажор «Весна», RV 269: 1. Allegro 2. Largo e pianissimo sempre 3. Danza pastorale. Allegro
Концерт № 2 соль минор «Лето», RV 315: 1. Allegro non molto. Allegro 2. Adagio-Presto 3. Presto, tempo impetuoso d’estate
Концерт № 3 фа мажор «Осень», RV 293: 1. Allegro 2. Adagio molto 3. Allegro
Концерт № 4 фа минор «Зима», RV 297: 1. Allegro non molto 2. Largo 3. Allegro
Московский ансамбль солистов Tempus Novus Art объединил известных музыкантов, реализующих себя в разных сферах музыкальной деятельности. В трио вошли артистка оркестра Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Наталия Калиничева (скрипка), лауреат международных конкурсов Михаил Калиничев (виолончель) и известная концертирующая органистка Анна Учайкина.
В программу исполнители включили музыкальные шедевры эпохи барокко. Откроют вечер знаменитые произведения Иоганна Себастьяна Баха: Прелюдия и фуга си минор для органа и Бранденбургский концерт № 6 си-бемоль мажор, который прозвучит в переложении для скрипки, виолончели и органа.
Во второй части вечера публику ждет встреча с циклом «Времена года» Антонио Вивальди. Изначально четыре концерта, известные сегодня под этим названием, не были объединены, а входили в сборник из 12 концертов «Спор гармонии с изобретением». Однако с течением времени лишь первая четверка, повествующая о смене времен года, обрела огромную популярность, увековечив имя автора. Существует множество исполнительских вариантов «Времен года», в том числе эстрадных и джазовых. В рамках фестиваля «Органные вечера в Кусково» цикл прозвучит в версии для скрипки, виолончели и органа.

Купить билет

10
августа
суббота
17:00

ГАРМОНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Вероника ЛОБАРЕВА (орган), Азат НУРГАЯНОВ (скрипка)

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 550
Вольфганг Амадей Моцарт(1756–1791)
«Маленькая ночная серенада» К 525, I часть
Томазо Альбинони (1671–1751)
Adagio
Никколо Паганини (1757–1817)
Каприс для скрипки соло ми минор, соч. 1, № 15
Томазо Антонио Витали (1663–1745)
Чакона соль минор
Камиль Сен-Санс (1835–1921)
«Пляска смерти»
Йозеф Райнбергер (1839–1901)
Сюита для скрипки и органа, соч. 166: 1. Прелюдия 2. Канцона 3. Алеманда 4. Moto perpetuo
Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт № 4 фа минор «Зима», RV 297: 1. Allegro non molto 2. Largo 3. Allegro
Концерт № 2 соль минор «Лето», RV 315: 1. Allegro non molto. Allegro 2. Adagio-Presto 3. Presto, tempo impetuoso d’estate

«Гармония противоположностей» – именно так можно охарактеризовать инструментальный дуэт скрипки и органа. Сольная природа скрипки, одинаково убедительная как в теплой и задушевной лирике, так и в эффектно-виртуозном танце и головокружительных пассажах, соединяясь с монументально-многогранным звучанием «короля инструментов», становится еще более выраженной и индивидуальной. Орган же вместе со скрипкой обретает звучание божественной Вселенной, в которой только и может обрести свой истинный голос человеческая душа. Программа, которую составили сочинения западноевропейских композиторов XVIII–XIX веков, позволит в полной мере раскрыться этому уникальному сочетанию тембров. Ее представит на суд публики дуэт солистов из Казани: известный скрипач, артист оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной, артист Государственного струнного квартета Республики Татарстан Азат Нургаянов и участница крупных международных органных фестивалей, проходящих в России, Германии, Чехии, Швейцарии, Италии и Бельгии, автор творческого проекта «Казанская органная школа» Вероника Лобарева.
Прозвучат как филармонические редкости, такие, как Сюита для скрипки и органа немецкого композитора Йозефа Райнбергера, так и самая популярная классика, в том числе два концерта из цикла Антонио Вивальди «Времена года» в версии для скрипки и органа.

Купить билет

14
августа
среда
19:00

Александр КНЯЗЕВ (орган, виолончель)

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Шесть токкат для клавира (в транскрипции А. Князева)
Токката ре минор, BWV 913
Токката фа-диез минор, BWV 910
Токката соль минор, BWV 915
Токката до минор, BWV 911
Токката соль мажор, BWV 916
Токката ми минор, BWV 914

Монотематическую программу, посвященную Иоганну Себастьяну Баху, представит в рамках фестиваля один из самых известных музыкантов нашей страны, лауреат престижных международных конкурсов, Народный артист России Александр Князев. Сегодня он успешно реализует себя в трех исполнительских амплуа: виолончелиста, органиста и пианиста. Как органист Александр Князев много и успешно выступает в России и за рубежом, исполняя сольные программы и произведения для органа с оркестром. Музыка великого немецкого гения занимает особое место в его репертуаре: Александр Князев является не только исполнителем, но и автором органных переложений ряда баховский опусов. В предстоящем концерте органист исполнит собственные транскрипции шести токкат для клавира.
На сегодняшний день известны семь клавирных токкат И.С. Баха. По определению музыковеда Константина Розеншильда, токката для клавира представляет собой значительную по масштабу пьесу, в которой эпизоды импровизационного характера (собственно токкатные) чередуются с частями имитационно-полифонического изложения. Токкаты не часто исполняются современными пианистами. Еще более редкая возможность представится публике фестиваля в Кусково – услышать их в органном звучании в интерпретации выдающегося солиста-интеллектуала и исследователя баховского наследия Александра Князева.

Купить билет

17
августа
суббота
17:00

ПРИГЛАШЕНИЕ К ТАНЦУ

Маргарита ЕСЬКИНА (орган, клавесин-оттавино)

Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия, фуга и чакона до мажор, BuxWV 137
Джованни Пикки (1571–1643)
Польский танец
Немецкий танец
Марко Факоли (1540–1585)
Падуана «Маркета»
Луи Маршан (1669–1732)
Гавот, менуэт, чакона из Сюиты ре минор (Pieces de clavecin)
Бернардо Паскуини (1637–1710)
Партита на тему фолии
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Пастораль фа мажор, BWV 590: 1. Alla Siciliana 2. Allemande 3. Aria 4. Alla Gigue
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона фа мажор
Иоганн Себастьян Бах
Пассакалия до минор, BWV 582
Известная клавесинистка и органистка, лауреат Международного конкурса клавесинистов имени Майкапара Маргарита Еськина представит в рамках фестиваля программу «Приглашение к танцу», сделав акцент на европейской музыке второй половине XVII–первой половине XVIII столетий.
Во все времена танец был одним из трех «музыкальных китов». Из народных истоков танцевальные ритмы проникали в профессиональную сферу, становясь неотъемлемой частью музыкальных традиций той или иной страны. Эпоха барокко не стала исключением – многие великие произведения того времени имеют танцевальную основу. Зачастую небольшие инструментальные пьесы носили те же названия, что и собственно танцы, становясь частью различных циклов, таких, например, как сюиты или партиты.
Маргарита Еськина включила в программу сочинения знаменитых композиторов – Иоганна Себастьяна Баха, Дитриха Букстехуде, Иоганна Пахельбеля. А также авторов, чьи опусы исполняются сегодня не столь часто, таких, как Марко Факоли или Бернардо Паскуини. В каждом сочинении будет присутствовать танец: средневековая чакона, получившая в барочной музыке устойчивую форму вариаций, старинная итальянская сицилиана, пришедшие из придворного церемониала французского двора гавот и менуэт, энергичная шотландская жига и даже испанская карнавальная фолия, также нашедшая свое место в музыке барокко.

Купить билет

24
августа
суббота
17:00

И.С. БАХ И РУССКИЕ НЕМЦЫ

Алексей ШЕВЧЕНКО (орган)

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546)
Иоганн Готфрид Мютель (1728–1788))
Хоральная прелюдия “O, traurigkeit”)
Фантазия ми-бемоль мажор)
Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау (1741–1815))
Вариации на тему русской песни «Ах, скучно мне»)
Иоганн Вильгельм Гесслер (1747–1822))
Восемь прелюдий)
Сигизмунд фон Нейком (1778–1858))
Фантазия «Концерт на озере, прерванный бурей»)
Александр Гедике (1877–1957))
Прелюдия и двойная фуга до минор, соч. 34, № 1 (1926))

Программу, предназначенную для истинных музыкальных гурманов, сыграет в рамках фестиваля один из ведущих российских органистов, пианист и клавесинист Алексей Шевченко. Прозвучат сочинения Иоганна Себастьяна Баха, а также «русских немцев» – композиторов, живших или работавших в пределах Российской империи. Каждый из них был так или иначе связан с Иоганном Себастьяном Бахом, прямо или опосредованно испытав влияние его гения. )
Иоганн Готфрид Мютель – последний ученик и душеприказчик Баха. В 1753 году он принял предложение занять место капельмейстера у российского вельможи Фитингофа в Риге, где и продолжил свою деятельность в качестве композитора и органиста. Его музыка близка манере сына Баха – Карла Филиппа Эмануэля, чей стиль принято определять как «галантный». Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау был учеником Мютеля, и последний период своей жизни провел в Санкт-Петербурге. В концерте прозвучат его вариации на тему русской народной песни «Ах, скучно мне». Иоганн Вильгельм Гесслер – авторитетный московский клавирист, органист и педагог, учился у своего дяди Иоганна Кристиана Кителя, ученика Баха. Его прелюдии по стилю являют собой сплав барокко и сентиментализма. )
Ярким финалом вечера станет произведение Александра Гедике – русского композитора и органиста первой половины прошлого столетия. Глава московской органной школы, сегодня он широко известен как автор музыки для детей. Прелюдия и двойная фуга до минор была создана в 1926 году. Это пример русской бахианы, вместе с тем, она отсылает и к стилистике позднего романтизма. Автор посвятил свой опус Сергею Рахманинову.

Купить билет